Оставим за скобками вопрос о целесообразности использования SVG на сайте. Каждый сам для себя должен определить полезность этой технологии. Тем более что эта тема поднималась уже неоднократно .

Сейчас мы рассмотрим методы встраивания SVG, их плюсы и минусы, а так же возможности манипулирования элементами SVG.

Статья рассчитана в первую очередь на тех, кто до сих пор не использует векторную графику на своих сайтах, но очень хочет быть одной ногой в будущем настоящем.
Для любопытных сразу приведу сводную таблицу:
1 Можно менять цвет, размер, выравнивание и прочее стили обычного текста
2 Стили должны быть прописаны или в самом SVG файле, или подключены внешним стилем в SVG в начале файла:


По правде говоря стили прописанные внутри SVG так же будут работать и при использовании тега IMG или background-image, но в этом нет никакого смысла.

Да, из SVG можно создать иконочный шрифт, более того есть свободно распространяемые иконочные шрифты. Но есть ряд серьезных ограничений. Как и любой символ шрифта SVG иконки в шрифте не могут иметь больше одного цвета.
Вот несколько сервисов, на которых можно скачать готовые наборы иконок, или загрузить свои, и создать собственный иконочный шрифт:

Нужно учесть что при создании собственного шрифта нужно преобразовать все объекты в пути. Тэги и атрибуты которые будут пропущены: circle, rect, stroke, stroke-width, fill, fill-rule.
При использовании иконочного шрифта все элементы SVG объекта объединяются в один символ, и взаимодействовать с ним через CSS и JS можно только как с символом шрифта: менять размер при помощи font-size, менять цвет при помощи color, анимировать при помощи CSS animation или JS и прочее.


+ иконка ведет себя как символ шрифта, и все параметры настраиваются так же через CSS (размер, цвет, выравнивание и прочее);
+ единственный способ работающий в IE 8 без дополнительных манипуляций;
все элементы SVG файла объединяются в один символ, поэтому управлять им при помощи CSS или JS можно только как единым целым;
поддерживаются только одноцветные иконки;
при сбое загрузки шрифта у пользователя либо не отобразятся иконки совсем, либо, при совпадении кодов иконок с символами юникода, отобразятся соответстующие символы.

SVG как OBJECT



К сожалению (или к счастью) codepen и jsfiddle блокируют загрузку внешних object в целях безопасности.
Встраивание выглядит следующим образом:


Объект встраивает элмемент атрибута data наподобие iframe, добавляя внутрь себя разметку подключаемого файла, поэтому к элементам можно обращаться при помощи JS, но не совсем обычным образом:

Var object = document.getElementById("’object’"); //получаем элмент object var svgDocument = object.contentDocument; //получаем svg элемент внутри object var svgElement = svgDocument.getElementById("some_id_in_svg"); //получаем любой элемент внутри svg svgElement.setAttribute("fill", "black"); //меняем атрибуты выбранного элемента
Стоит отметить что в CSS стили для SVG элементов отличаются от стандартных, полный список стилей поддерживаемых SVG можно посмотреть .
SVG ведет себя не как обычное изображение, его нельзя непропорционально трансформировать, задавая ширину и высоту. Объект внутри будет занимать максимальную площадь и центрироваться в контейнере:

Но объект можно трансформировать используя CSS например так:

Transform: scale(2, 1);
IE 8 и ниже не поддерживают SVG от слова «совсем» поэтому, если среди пользователей вашего сайта есть эта специфичная аудитория стоит озаботиться проверкой и заменой svg на растровое изображение. Сделать это можно множеством способов, например используя Modernizr добавлять.no-svg класс для body:

If (!Modernizr.svg) { $(body).addClass(“no-svg”); }
.no-svg .icon { width: 100px; height: 100px; background-image: url(“icon.png”); }
Плюсы и минусы такого подхода:
+ можно использовать внешний CSS файл для управления стилями;
+
+ поддерживаются интерактивные анимации;

Оба способа встраивания чем-то похожи на встраивание при помощи тэга object, например нельзя менять пропорции изменением ширины и высоты контейнера, но имеют больше ограничений.
Подключаемые в SVG внешние стили не будут работать, обратиться к элементам через JS так же не получится. Интерактивные анимации в SVG тоже не сработают. А проблемы с IE 8 и ниже так же остаются.
Но SVG анимации будут работать, в обоих случаях.
В случае с IMG втраивание выглядит как обычная картинка:


В случае с background-image как обычный блок:


.icon { background-image: url("icon.svg"); width: 90px; height: 150px; }
Так же при помощи background-image можно использовать спрайты, как с png изображениями, а менять размер можно при помощи background-size:

Background-size: 90px 150px;
Учитывая что процент людей c экранами device-pixel-ratio которых выше 1 и их устройства не поддерживают svg стремится к нулю(если такие вообще есть), то можно использовать медиа выражения для подключения svg, только для них, а для остальных использовать png версию:

Icon { background-image: url("icon.png"); } @media only screen and (-webkit-min-device-pixel-ratio: 1.5), only screen and (min--moz-device-pixel-ratio: 1.5), only screen and (-o-device-pixel-ratio: 3/2), only screen and (min-device-pixel-ratio: 1.5) { .icon { background-image: url("icon.svg"); } }
Плюсы и минусы этих подходов:
+ поддерживаются SVG анимации и фильтры;
+ в случае с background-image можно использовать SVG спрайты;
нельзя менять свойства элементов SVG через CSS или JS;
не поддерживаются интерактивные анимации;
для IE 8 и ниже необходима замена на растровое изображение.

В этом варианте SVG код, получить который можно открыв любой SVG файл текстовым документом, встраивается непосредственно в код страницы.
Несомненно такая конструкция ухудшает читаемость кода, и увеличивает его объем, но открываются новые возможности.

Например имея набор иконок в SVG файле, можно использовать их повторно простой конструкцией вида:


где some_svg_element_id id элемента внутри исходного SVG файла.

К отдельно взятому элементу можно, например, применять SVG трансформации:


Но если внутри исходного SVG к элементу была применена интерактивная анимация, например по клику, как в демо выше, то при дублировании объекта анимация будет срабатывать на всех элементах одновременно.
SVG анимации и фильтры это тема для отдельной статьи, поэтому ограничусь лишь

Файлы в формате SVG это файлы масштабируемой векторной графики. Если быть более точным, то это язык описания двумерной графики. Основой послужил язык разметки XML.
Данный формат обладает рядом достоинств: будучи векторными изображениями, SVG изображение сохраняет качество независимо от того, как они масштабируются или изменяются. Изображения SVG поддерживают интерактивность и анимацию. SVG является стандартом W3C, а значит имеет хорошую и качественную поддержку. Создавать SVG файлы можно не только в графических редакторах, но и в любом текстовом редакторе.
SVG-изображения, основанные на XML, доступны для поиска, индексируются и могут быть написаны в скриптах и сжаты.

Прежде чем перейти к рисованию без рисования посмотрим на структуру пустого svg файла, достаточного для отображения в любой программе.

1.
2.
3.
4.
5.

Для удобства строки пронумерованы. В первой строке находится стандартное объявление XML документа.
Вторая строка- указание DTD-схемы документа. В третьей строке задается размер создаваемого документа 600 на 600 пикселей. Первый атрибут тега это ширина width,а второй,соответственно, высота height. Здесь же атрибутом является указание пространства имен и версии. В четвертой строке будет находится все остальное.
Если открыть в блокноте рисунок созданный в inkscape, то можно найти дополнительные теги, которые создает inkscape по умолчанию. Если же при сохранении рисунка выбрать простой svg, то структура файла будет чуть другой.
Перейдем непосредственно к созданию основных фигур. Вооружаемся блокнотом и вперед. То что сделаем проверяем в inkscape, поэтому держим его запущенным.

Окружность.

Для создания окружности в наш пустой svg файл добавляем строку
Атрибутами являются координаты центра окружности (cx и cy) и ее радиус (r). При этом начало координат лежит в верхнем левом углу рабочего листа. Полностью svg файл:





Будет создана окружность точно по центру документа, радиусом в 100 пикселей. Так как никаких указаний о цвете заливки, обводки, слоях и других эффектов не было, то окружность рисуется без обводки и заливается черным цветом, что и в видим, открыв документ в inkscape. Обратите внимание, что в документе не будет и слоев.

Обозначения атрибутов cx, cy и r является стандартным. Давайте зададим обводку и заливку нашей окружности, а так же зададим толщину обводки равной 6 пикселям.




fill= «green» stroke= «yellow» stroke-width= «6» />

Выбрана заливка зеленым цветом, а обводка желтым.

Что интересно, если создать слой в этом документе, то можно увидеть, что рисунок окружности будет находится не на созданном слое, а где то там? Соответствующие атрибуты выделены красным. Если необходимо создать окружность без заливки или обводки значение соответствующего атрибута устанавливаем в none

stroke= «none»

Для изменения прозрачности заливки добавляем атрибут opacity , например opacity= «0.5» уменьшает прозрачность заливки в 2 раза, а для изменения прозрачности обводки добавляем атрибут stroke-opacity , например stroke-opacity= «0.5» уменьшает прозрачность обводки в 2 раза.





Прямоугольники, квадраты.

Задание прямоугольников выглядит так





Атрибутами прямоугольника (квадрата) rect указываем координаты верхнего левого угла, а так же ширину и высоту прямоугольника. Настройки заливки и обводки выглядят так же.

Ну и в финале окружность с квадратом






Для изменения прозрачности используем уже известный подход- добавляем атрибут opacity для заливки и атрибут stroke-opacity для обводки.

Продолжение следует.

Привет всем, наши дорогие фанаты свободной конвертации. Сегодня у нас на рабочем столе интереснейший проект под кодовым названием Scalable Vector Graphics или кратко SVG. Почему на иностранном языке? Чтобы никто не догадался.

Для проведения исследования нам понадобятся некоторые материальные ресурсы, в том числе какой-либо свободно конвертируемой валюты, возможно рублей.

Во-вторых, нам необходим компьютерный монитор, не важно, десктоп или смартфон. Поскольку вы читаете этот текст, стало быть – один ресурс у вас уже имеется. Остается побеспокоить кого-то из близко оказавшихся добрых людей и позаимствовать несколько тысяч рублей, на худой конец, пару сотен баксов.

Все это нам совершенно необходимо для ясного понимания – что такое SVG и с чем его лучше закусывать.

Масштабируемая векторная графика

Начнем от внешней оболочки, перейдем к внутреннему содержанию и далее, не побоимся этого слова – проникнем в самую сущность исследуемого явления.

Как вы могли слышать – графика бывает двух типов.

  • Растровая.
  • Векторная.

Для начала снимите очки и подведите свои глаза поближе к мерцающему компьютерному монитору.

Что вы видите?

Правильно – картинка составляется из миллионов разноцветных точечек. Это и есть растр . Поэтому такой тип графики и называется "растровым".

Переходим ко второй части эксперимента. Поверьте, вам предстоит намного более весело провести время, а может даже найти себе приключений на кой-чего.

Одевайте свою самую модную одежку, звоните другу или подружке. Мы отправляемся в ночной клуб. Зачем? Изучать графику векторную.

Когда гости как следует разогрелись в баре и на танцполе начинаются танцы с бубнами, DJ нажимает маленькую кнопочку и небо заполняют клубы полупрозрачного глицеринового дыма.

Когда дымовал достаточно загустеет, DJ нажимает еще одну кнопочку. Запускается лазерная пушка и над головами танцующей толпы начинает плясать что-то вроде северного сияния.

Это и есть векторная графика. Лазерный луч непрерывен и рисует картины согласно заложенному в компьютерной программе алгоритму – цифровому визуальному образу.

Именно так и работает SVG – это цифровое программное описание графических образов, цветов и их поведения.

Мы не зря в качестве примера выбрали ночной клуб. Суть в том, что лазер-то создает непрерывные линии, но глицериновый дым имеет дисперсную, растровую фактуру. То есть, этот искусственный туман представляет собой взвешенные в воздухе мельчайшие капельки жидкости, от которых и отражается лазерный луч, чтобы в сетчатках наших глаз сформировались визуальные образы.

На экранах компьютеров непрерывные векторы преобразовываются в разноцветные пиксели матрицы и наш мозг по своему алгоритму формирует восприятие плавной картинки.

Технологическое решение SVG

Ну вот, с внешней оболочкой разобрались, теперь переходим к внутренней сущности явления. Вы можете сказать – да нафига нам вся эта наука, лучше скажи прямо – зачем он нужен, этот SVG?

Не торопитесь. Дело в том, что именно технология определяет все внешние эффекты. А теперь откроем вам страшную тайну. SVG – это родной брат языка разметки гипертекста HTML, при помощи которого верстаются сайты, красивые и динамические.

Да-да, файл графики в формате SVG представляет собой текстовый файл XML, наполненный тегами, примерно как в HTML, и данными, структурированными при помощи XML. Логически предположить, что SVG-графику можно интегрировать непосредственно в HTML-код веб-страницы, форматировать при помощи таблиц стилей CSS и даже подключать программные сценарии Javascript.

Просто запустите свое воображение (можно чашечку капучино, плиз) и попытайтесь предоставить бесконечные возможности векторной графики, генно-модифицированной тегами HTML5.

  1. Во-первых, векторная графика по определению масштабируется без потерь в качестве картинки (потому что пикселей-то нет и при увеличении изображение не будет превращаться в картину художника-кубиста).
  2. Во-вторых, SVG полностью совместим с веб-технологиями и поэтому становится органичной частью сайтов.
  3. В-третьих, добавляя в цифровое описание картинки объекты и подключая к ним сценарии Javascript – мы делаем изображение интерактивным, то есть реагирующим на определенные действия пользователя заданными ответами.
  4. В-четвертых, SVG – текстовый формат, поэтому можно оптимизировать файл под SEO без внешних мета-тегов, прямо вписывая ключевые слова в код изображения.

Исходя из этих технических спецификаций мы и выведем сферу применения SVG.

Как можно использовать SVG для пользы и выгоды


В принципах честного маркетинга следует признаться – есть у SVG и недостатки. По мере наращивания детализации изображения, вес файла начинает увеличиваться со скоростью снежной лавины.

Так что, к сожалению, SVG совершенно не годится для реалистичных фотографии высокого разрешения и подробных карт местности.

Формат SVG оптимален для небольших, зато масштабируемых и интерактивных картинок.

  • Панели навигации и кнопки с анимационными эффектами.
  • Логотипы, которые не теряют качества картинки при увеличении и уменьшении.
  • Изображения, которые как резиновые, приспосабливаются к любому формату и разрешению компьютерного экрана. SVG незаменим для адаптивных Mobile-Friendly сайтов.

Самое полезное – SVG-графика наилучшим образом подходит для электронной коммерции.

Например, на сайте интернет-магазина размещается изображение продаваемого товара. Пользователь может нажимать на отдельные участки картинки и начинается красивая анимация, превращающая образ во что-то другое.

На этой основе можно разработать интерактивный обзор товара со всех сторон и даже изнутри.

Либо на медицинском сайте, при помощи такой графической программы можно сделать тест на беременность. Или диагностический плагин, для желающих пройти экспресс-анализ и узнать, от чего ему предстоит умирать молодым.

После того, как клиент узнает страшную тайну о своем страшном недуге, рука сама тянется кликнуть мышью по соседнему участку SVG-картинки с красной кнопкой "Купить лекарство от всех болезней". Достаточно одной таблэтки. Price$1000.

Вот какое полезное изобретение, этот SVG.

Способы конвертации в SVG

На нашем сайте мы предлагаем вам конвертацию различными методами:

А можно как-то уменьшить размер SVG?

Да! С помощью специальных программ, например SVGO , или на нашем сайте с помощью функции оптимизации SVG .

Наш сервис построен на использовании открытых компонентов, в частности на SVGO. С помощью данного SVG оптимизатора вы можете сократить объем SVG изображений путем удаления не нужной информации, такой как:

  • очистка атрибут из новый линий и повторяющихся объектов;
  • удаление описание типа документа;
  • удаление XML инструкций;
  • удаление комментариев;
  • удаление метадаты;
  • и другие элементы информации.

Этот пост - первый из серии статей о SVG-графике (Scalable Vector Graphic), рассказывающий об основах векторной графики на сайте.

Векторная графика широко применяется в полиграфии. Для веб-сайтов существует SVG , которая согласно официальной спецификации на w3.org является языком для описания двумерной графики в XML. SVG включает в себя три типа объектов: фигуры, изображения и текст. SVG существует с 1999 года, а с 16 августа 2011 включена в рекомендации W3C . SVG сильно недооценена веб-разработчиками, хотя имеет несколько важных преимуществ.

Преимущества SVG

  • Масштабирование: в отличие от растровой графики, SVG не теряет в качестве при масштабировании, поэтому ее удобно использовать для разработки под retina.
  • Уменьшение HTTP-запросов: при использовании SVG сокращается количество обращений к серверу, соответственно увеличивается скорость загрузки сайта.
  • Стайлинг и скриптинг: при помощи CSS можно менять параметры графики на сайте, например фон, прозрачность или границы.
  • Анимация и редактирование: при помощи javascript можно анимировать SVG, а также редактировать в текстовом или графическом редакторе (InkScape или Adobe Illustrator).
  • Малый размер: объекты SVG весят намного меньше растровых изображений.

Основные SVG-фигуры

Согласно официальной спецификации можно рисовать простые объекты с помощью SVG: прямоугольник, окружность, линию, эллипс, ломаную линию или многоугольник при помощи тега svg .

Простая линия с помощью тега line с всего двумя параметрами - точками начала (x1 и x2) и конца (y1 и y2):

Также можно добавить атрибуты или стили stroke and stroke-width, чтобы задать цвет и ширину:

Style="stroke-width:1; stroke:rgb(0,0,0);"

Ломаная линия

Синтаксис аналогичен предыдущему, используется тег polyline , атрибут points задает точки:

Прямоугольник

Вызывается тегом rect, можно добавить некоторые атрибуты:

Окружность

Вызывается тегом circle , в примере с помощью атрибута r задаем радиус, cx и cy задают координаты центра:

Эллипс

Вызывается тегом ellipse , работает аналогично circle , но можно задать два радиуса - rx и ry :

Многоугольник

Вызывается тегом polygon , многоугольник может иметь разное количество сторон:

Использование редакторов

Как видно из примеров, рисование базовых SVG-фигур - это очень просто, но объекты могут быть намного сложнее. Для таких нужно использовать редакторы векторной графики, например Adobe Illustrator или Inkscape, где можно сохранять файлы в SVG-формате, а потом редактировать в текстовом редакторе. Вставлять на страницу SVG можно с помощью embed, iframe и object:

Пример - изображение айпода с сайта OpenClipArt.org:

Поддержка браузерами

SVG поддерживается почти всеми современными браузерами за исключением Internet Explorer 8 и ниже. Но и это может быть исправлено использованием javascript-библиотеки Raphael.js . Конвертировать SVG-файл в формат этой библиотеки можно на сайте ReadySetRaphael.com.

Для начала необходимо подключить библиотеку Raphael.js на нужную страницу, затем загрузить SVG-файл, скопировать и вставить сгенерированный код в function:

Window.onload=function() { //сюда вставить код Raphael }

На странице вставить div с атрибутом rsr .

Векторная графика широко используется в печатном деле. Но и для веб сайтов мы можем использовать её с помощью SVG (Scalable Vector Graphic - масштабируемая векторная графика) . В соответствии со спецификацией W3.org SVG определяется как:

Язык для описания двумерной графики в XML. SVG допускает использование трех типов объектов: векторные графические формы (наппример, пути, состоящие из прямых линий и кривых), изображения и текст.

Несмотря на то, с августа 2011 года SVG включено в рекомендации W3C , данная технология практически не используется в веб проектах, хотя и имеет перед растровыми изображениями ряд преимуществ. В данной серии уроков мы представим, как работать с SVG элементами на веб страницах.

Преимущества SVG

Независимость разрешения

Растровые изображения зависят от разрешения. Графика приобретает непрезентабельный вид при изменении размеров до определенных масштабов. С векторной графикой такая ситуация невозможна в принципе, так как все представляется математическими выражениями, которые автоматически пересчитываются при измении масштаба, и качество сохраняется в любых условиях.

Уменьшение количества запросов HTTP

SVG может быть встроено непосредственно в документ HTML с помощью тега svg , поэтому браузер не нуждается в запросах для обслуживания графики. Такой подход хорошо влияет на характеристики загрузки веб сайта.

Стили и скрипты

Встраивание с помощью тега svg также позволяет легко определять стили для графики с помощью CSS. Можно изменять свойства объекта, такие как цвет фона, прозрачность, рамки и так далее. Подобным же образом можно манипулировать графикой с помощью JavaScript.

Легко редактировать и анимировать

Объекты SVG можно анимировать с помощью CSS или JavaScript. Также объекты SVG можно модифицировать с помощью текстового редактора.

Меньший размер файла

SVG имеет меньший размер файла по сравнению с растровой графикой.

Базовые формы SVG

В соответствии со спецификацией мы можем рисовать несколько базовых форм: линия, полилиния, прямоугольник, круг, эллипс. Все элементы должны быть вставлены в тег ... . Рассмотрим базовые элементы подробно.

Линия

Для вывода линии в SVG используется элемент . Он рисует отрезок, для которого нужно определить две точки: начало и конец.

Начало отрезка определяется атрибутами x1 и y1 , а конечная точка определяется координатами в атрибутах x2 and y2 .

Также имеется два других атрибута (stroke и stroke-width) которые используются для определения цвета и ширины линии соответственно.

Данный объект похож на , но с помощью элемента Можно рисовать несколько линий сразу.

Элемент Содержит атрибут points , который используется для указания координаты точек.

Прямоугольник выводится с помощью элемента . Нужно определить ширину и высоту.

Для вывода круга используем элемент . В следующем примере мы создаем круг с радиусом 100 , который определяется в атрибуте r:

Первый два атрибута cx и cy определяют координаты центра. В выше приведенном примере мы установили значение 102 для обеих координат. По умолчанию используется значение 0.

Для вывода эллипса используем элемент . Он работает так же, как и круг, но мы можем специально задавать радиусы по оси x и y с помощью атрибутов rx и ry:

Элемент Выводит многогранные фигуры, такие как треугольник, шестиугольник и прочее. Например:

Использование редактора для векторной графики

Вывод простых объектов SVG в HTML осуществляется просто. Однако, когда сложность объекта увеличивается, подобная практика может привести к большому объему нужной работы.

Но вы можете воспользоваться любым редактором для векторной графики (например, Adobe Illustrator или Inkscape ) для создания объектов. Если вы владеете подобным инструментом, рисовать в них нужные объекты существенно проще, чем кодировать графику в теге HTML.

Можно копировать команды для векторной графики из файла в документ HTML. Или можно встраивать файл.svg с помощью одного из следующих элементов: embed , iframe и object .

Результат будет одинаковым.

Поддержка в браузерах

SVG имеет хорошую поддержку в большинстве современных браузеров , за исключением IE версии 8 и более ранних. Но задачу можно решить с помощью библиотеки JavaScript . Для облегчения работы можно воспользоваться инструментом ReadySetRaphael.com для конвертации кода SVG в формат Raphael.

Сначала загружаем и включаем библиотеку в документ HTML. Затем загружаем файл.svg , копируем и вставляем полученный код в функцию после загрузки:

В теге body размещаем следующий элемент div с идентификатором rsr .

И все готово.

В следующем уроке серии мы рассмотрим, как определять стили для объектов SVG в CSS.


Close