Взаимодействие пользователя с приложением

Взаимодействие пользователя лучше всего описывается в виде различных событий, которые инициируют ЭУ (на основе сообщений ОС о действиях пользователя) и на которые отвечает (обрабатывает) приложение. Наиболее часто используемыми событиями являются следующие:

Ÿ Click – щелчок левой кнопки «мыши» в области окна;

Ÿ DoubleClick – два щелчка левой кнопки «мыши» с интервалом меньше некоторого заданного значения;

Ÿ KeyDown – нажатие клавиши клавиатуры;

Ÿ KeyPress – нажатие и отпускание клавиши, в результате которых в программу передается некоторый символ;

Ÿ Validating – проверки введенных данных;

Ÿ Paint – необходимо перерисовать клиентскую область.

События от устройства «мышь», такие, как Click , DoubleClick, MouseDown, MouseUp, MouseEnter, MouseLeave и MouseHover, связаны с различными действиями пользователей над областью ЭУ.

Для событий Click и DoubleClick передается параметр типа EventArgs, а для событий MouseDown и MouseUp передается параметр типа MouseEventArgs, который содержит такую полезную информацию (свойства класса), как текущие координаты курсора в клиентской области, описание нажатой кнопки, количество нажатий кнопки, количество щелчков при вращении колеса «мыши».

События клавиатуры работают аналогично: количество передаваемой информации зависит от типа обрабатываемого события. Например, для события KeyPress в метод обработки события передается параметр KeyPressEventArgs, который содержит свойство KeyChar значение типа char, которое представляет символ нажатой клавиши.

Свойство Handled используется для определения того, было ли обработано данное событие. Если свойству Handled задано значение true, то данное событие не будет передаваться ОС для стандартной обработки. События KeyDown или KeyUp больше подходят для обработки, если требуется получить больше информации о нажатой клавише, так как они получают параметр KeyEventArgs. Параметр KeyEventArgs включает свойства о том, какие клавиши Ctrl, Alt или Shift были нажаты. Свойство KeyCode возвращает значение перечисления Keys, которое указывает на виртуальный код нажатой клавиши. В отличие от KeyPressEventArgs.KeyChar свойство KeyCode передает виртуальный код любой нажатой клавиши клавиатуры, а не алфавитноцифровой символ клавиши.

Свойство KeyData возвращает значение перечисления Keys, а также состояние дополнительных клавиш. Например, была ли нажата клавиша Shift или Ctrl. Свойство KeyValue содержит целое значение перечисления Keys. Свойство Modifiers содержит значения Keys, которые соответствуют кодам дополнительно нажатых клавиш. Если было нажато несколько клавиш, то они объединяются с помощью операции OR. События, связанные с клавишей инициируются в следующем порядке: 1) KeyDown; 2) KeyPress; 3) KeyUp.



События Validating, Validated, Enter, Leave, GotFocus и LostFocus имеют отношение к получению ЭУ фокуса ввода (когда ЭУ становится активным) или потери фокуса. Это происходит, когда пользователь нажимает клавишу Tab для перехода к нужному ЭУ или выбирает этот элемент с помощью «мыши». Кажется, что события Enter, Leave, GotFocus и LostFocus очень сходны по выполняемой работе. События GotFocus и LostFocus являются событиями более низкого уровня, которые связаны с WM_SETFOCUS и WM_KILLFOCUS сообщениями ОС. Обычно лучше использовать события Enter и Leave. События Validating и Validated возникают при проверке значения в ЭУ. Они получают параметр типа CancelEventArgs. С его помощью можно прервать следующие события, если задать свойству Cancel значение true. Если разработчик задает собственный код проверки введенных значений и проверка оказалась не успешной, то можно задать свойству Cancel значение true и ЭУ не будет терять фокус ввода (не будет выполняться переход к следующему ЭУ формы). Событие Validating возникает в ходе проверки, а событие Validated возникает после выполнения проверки. Эти события возникают в следующем порядке: 1) Enter; 2) GotFocus; 3) Leave; 4) Validating; 5) Validated; 6) LostFocus.

Обычное Windows приложение содержит несколько форм , которые создаются с помощью объектов класса Form. Данный класс также является ЭУ и наследуется от базового класса Control. Одни формы приложения открываются в процессе работы, другие закрываются. В каждый текущий момент на экране может быть открыта одна или несколько форм, пользователь может работать с одной формой или переключаться по ходу работы с одной на другую.

Форма, открываемая в методе Main() при вызове метода Run() класса Application, называется главной формой приложения . Ее закрытие приводит к закрытию всех остальных форм и завершению Windows приложения. Завершить приложение можно и программно, вызвав статический метод Application.Exit(). Закрытие других форм не приводит к завершению проекта. Обычно главная форма приложения всегда открыта, в то время как остальные формы открываются и закрываются (или скрываются).

Для создания формы лучше всего (что и делается в Visual Studio) создать новый класс, производный от класса Form. В конструкторе класса можно задать требуемые значения свойств данного класса и включить в данную форму все требуемые объекты. В приведенном ниже примере создан класс MyForm. Объекты данного класса будут соответствовать окну, которое содержит нужные элементы управления и обрабатывает события, связанные с окном и элементами управления.

using System.Windows.Forms;

namespace WindowsApp {

static void Main(string args){

MyForm frm = new MyForm("Первое окно");

Application.Run(frm);

class MyForm: Form {

Button btn1 = new Button();

public MyForm(string s){

btn1.Top = 10; btn1.Left = 20;

btn1.Text = "Нажми";

Controls.Add(btn1);

btn1.Click +=new EventHandler(btn1_Click);

Как уже было сказано, для передачи сообщений из очереди приложения в главную форму используется метод Application.Run(), которому передается ссылка на созданный объект формы. Данный метод организует цикл передачи сообщений в формы приложения. Он прекращает свою работу только при поступлении в очередь сообщения WM_QUIT, которое поступает при закрытии основного окна формы (нажатие кнопки ) или выборе команды меню для окончания работы с приложением (например: Выход или Exit).

Для отображения элементов управления в форме необходимо создать соответствующие им объекты, задать нужные значения их свойствам и добавить их в коллекцию формы Controls. Например:

Button btn1 = new Button();

btn1.Top = 10; btn1.Left = 20; // задание расположения

btn1.Text = "Нажми"; // задание текстового заголовка

Controls.Add(btn1); // занесение в коллекцию элементов

Для интересующих пользователей событий, которые инициируются формой и содержащимися в ней элементами управления, нужно создать обработчики событий и присвоить их значения соответствующим событиям этих объектов.

Например, для обработки события нажатия описанной ранее кнопки, описывается обработчик события, который присваивается переменной события класса:

// описание обработчика события

public void btn1_Click(object o, EventArgs ea){

MessageBox.Show("Привет, Мир!");

btn1.Click += new EventHandler(btn1_Click);

Результат работы данной программы показан на рис. 8.4.

Рис. 8.4. Результат работы программы WindowsApp.

Основными элементами графического интерфейса Windows являются:

  • · Рабочий стол
  • · Значки (Пиктограммы)
  • · Ярлыки
  • · Панель задач
  • · Контекстное меню
  • · Окна

Рабочий стол - это главная область экрана, которая появляется после включения компьютера и входа в операционную систему Windows.

Подобно поверхности обычного стола, она служит рабочей поверхностью. Запущенные программы и открытые папки появляются на рабочем столе. На рабочий стол можно помещать различные объекты, например файлы и папки, и выстраивать их в удобном порядке. При разработке интерфейса Windows решались две основные задачи: во-первых, максимально облегчить работу малоопытного пользователя, во-вторых, предоставить в распоряжение опытных пользователей набор инструментов, который позволил бы им оптимальным образом конфигурировать систему для работы в качестве отдельной рабочей станции или для работы в локальной сети. Все это справедливо и для Windows, с поправкой на то, что сфера действия данной операционной системы включает теперь и Internet.

То, что появляется на экране по окончании загрузки операционной системы Windows, есть не что иное, как своего рода письменный стол (разумеется, виртуальный), на котором можно поддерживать порядок, но можно и не делать этого -- все, как в реальной жизни. Поэтому такой виртуальный письменный стол и называют рабочим столом (от английского desktop).

В отличие от обычного письменного стола, на рабочем столе вы не можете хранить объекты, которые способны выполнять кaкиe-либо действия сами по себе (например, идущие часы). Чтобы устранить данный недостаток достаточно перейти к использованию рабочего стола Active Desktop. Он предоставляет в распоряжение пользователя целый ряд дополнительных возможностей.

В Windows на рабочем столе располагаются пиктограммы(значки) и ярлыки. С их помощью вы можете мгновенно получить доступ к соответствующим приложениям или документам. Рабочий стол постоянно находится перед глазами пользователя (если, конечно, он не закрыт окном какого-нибудь приложения), поэтому расположенные на нем пиктограммы и ярлыки всегда доступны.

После инсталляции Windows на рабочем столе отображается несколько пиктограмм (например, «Мой компьютер», «Сетевое окружение» и «Корзина»). С помощью первых двух можно получить доступ к локальным, а также к выделенным для совместного использования в сети запоминающим устройствам и принтерам. Перетаскивая файлы и папки на пиктограмму «Корзина», Вы сможете быстро удалять их. Кроме того, «Корзина» позволяет восстанавливать удаленные документы.

Любая расположенная на рабочем столе пиктограмма (или ярлык) может быть удалена с него. Исключение из этого правила составляют лишь пиктограммы, созданные операционной системой, такие как «Мой компьютер», «Сетевое окружение», «Корзина». На рабочем столе можно расположить произвольное количество пиктограмм и ярлыков. Поместить на рабочий стол пиктограмму или ярлык довольно просто, если использовать метод Drag and Drop. Например, чтобы создать на рабочем столе ярлык приложения или пиктограмму документа, нужно найти с помощью программы «Проводник» (запускается посредством выбора одноименной команды в подменю «Программы» стартового меню) необходимый исполняемый файл или документ и перетащить соответствующую ему пиктограмму на рабочий стол (для этого переместите на пиктограмму указатель мыши, нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, перемещайте указатель на рабочий стол, после чего отпустите левую кнопку мыши). После этого на рабочем столе появится пиктограмма или ярлык (в зависимости от того, какой файл вы перетаскивали -- исполняемый или какой-либо другой).

По умолчанию в нижней части рабочего стола отображается панель задач. Щелкнув на кнопке Пуск панели задач, можно отрыть стартовое меню. Панель задач и стартовое меню позволяют быстро выполнять действия, которые обычно приходится предпринимать пользователю в Windows. Они созданы специально для новичков, чтобы помочь им осуществлять запуск приложений и переключаться между ними. Однако благодаря своей простоте и мощи панель задач стала популярной и у опытных пользователей.

Пиктограммы (Значки) -- это маленькие рисунки, обозначающие программы, файлы, папки и другие объекты. Выразительная картинка вместо надписи понятна любому человеку, независимо от его национальности и уровня грамотности.

Значком или пиктограммой называется элемент интерфейса пользователя, представляющий собой небольшую картинку, изображение, служащее для обозначения аппаратных и программных ресурсов компьютера.

Значки используются для обозначений различных объектов интерфейса: рабочего стола, дисковых устройств, принтеров, программ, документов и т.д. Значки, соответствующие наиболее важным объектам интерфейса или наиболее часто используемым приложениям и документам, располагаются прямо на поверхности рабочего стола. Значки «Мой компьютер» и «Корзина» всегда находятся на поверхности рабочего стола. Если компьютер подключен к локальной сети, то на рабочем столе обязательно присутствует значок «Сетевое окружение», с помощью которого обеспечивается вызов окна доступа к ресурсам локальной сети. А при наличии выхода в глобальную сеть Интернет на столе обязательно присутствует значок «Internet» программы доступа к ней. Все остальные значки размещаются на поверхности стола или удаляются с нее по специальным указаниям пользователя.

Панель задач представляет собой длинную горизонтальную полосу в нижней части экрана (Рисунок 2.2). В отличие от рабочего стола, который может быть перекрыт лежащими на нем окнами, панель задач видна почти всегда (в некоторых случаях можно и спрятать).

Панель задач состоит из четырех основных частей.

  • · Кнопка «Пуск», открывающая меню «Пуск».
  • · Панель быстрого запуска, позволяющая запустить программу одним нажатием кнопки мыши.
  • · Средняя часть, которая отображает открытые программы и документы
  • · Область уведомлений, в которой находятся часы и значки (маленькие картинки)

Меню «Пуск» (Рисунок 2.3) - является основным средством доступа к программам, папкам и параметрам компьютера. Оно называется «меню» потому, что предоставляет список для выбора, совсем как меню в ресторане. И как подразумевает слово «Пуск», это меню является местом, с которого начинается запуск или открытие элементов.

Используйте меню «Пуск» для выполнения следующих основных задач.

  • · Запуск программ
  • · Открытие часто используемых папок
  • · Поиск файлов, папок и программ
  • · Настройка параметров компьютера
  • · Получение помощи по работе с операционной системой Windows
  • · Выключение компьютера
  • · Завершение сеанса работы в Windows или выбор учетной записи другого пользователя

Контекстное меню - это меню, которое отображается в отдельном окошке и показывает действия, которые можно произвести с выбранными файлами, папками или отдельными элементами.

Вызывается оно(Рисунок 2.4), как правило, нажатием правой кнопки мыши, а его содержание может изменяться в зависимости от места на котором совершалось нажатие.

Пример, нажмите правой кнопкой на любой папке или файле:


Как видно, с помощью этого меню можно совершать простейшие действия: отправить, вырезать, копировать, посмотреть свойства и т.д.

Контекстное меню может дополняться при установке определенных программ. Например, после установки антивируса “Avast” у меня появился пункт “Сканировать», нажав на который я могу проверить отдельную папку на вирусы.

Теперь попробуйте нажать правую кнопку в любом свободном месте, какого-либо окна:


Как видите, меню отличается от предыдущего. Здесь нам уже нечего копировать или переименовывать, т.к. мы не выбирали определенный объект. Зато теперь мы можем его создать, настроить вид, отсортировать и т.д. Обратите внимание, что пункты имеющие изображение стрелочки справа, вызывают дополнительное меню.

Главное не бойтесь экспериментировать, если что Вы всегда сможете восстановить прежние настройки тем же способом.

Не забывайте, что контекстное меню можно вызвать практически в любом месте, как в системе, так и в любой отдельной программе.

Работа с окнами

Открываемые программы, файлы или папки появляются на экране в полях или рамках -- окнах (именно от них операционная система Windows получила свое название). Поскольку окна присутствуют всюду в Windows, важно научиться перемещать их, изменять размер или просто убирать.

Окно представляет собой область экрана, ограниченную прямоугольной рамкой. В нем отображаются содержимое папки, работающая программа или документ.

Основные элементы окна (Рисунок 2.6).


  • · рабочая область: внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, файлами и документами;
  • · заголовок окна: строка под верхней границей окна, содержащая название окна;
  • · меню управления состоянием окна: кнопка в строке заголовка слева открывает меню, которое позволяет развернуть, свернуть или закрыть окно;
  • · кнопки управления состоянием окна: кнопки в строке заголовка справа позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно;
  • · меню окна: располагается под заголовком и представляет собой перечень тематически сгруппированных команд;
  • · панель инструментов: располагается под строкой меню и представляет собой набор кнопок, которые обеспечивают быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню окна;
  • · границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив и перемещая границу мышью;
  • · полосы прокрутки: появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна, позволяют перемещать содержимое окна по вертикали или горизонтали.

Различают три варианта отображения окна на экране:

  • · окно стандартного размера занимает часть площади экрана. При желании можно переместить его или любую его границу в другое место экрана
  • · окно, развернутое на весь экран, имеет максимальный размер
  • · свернутое окно изображается в виде кнопки на панели задач.

В свернутом окне программа продолжает выполняться. Чтобы открыть свернутое окно или свернуть уже открытое, нажмите кнопку окна на панели задач.

Окна можно классифицировать по типу:

  • · окно папки
  • · окно документа
  • · окно программы

Диалоговые окна.

Диалоговые панели могут включать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью по их названиям. На диалоговой панели размещаются разнообразные управляющие элементы:

  • · вкладки - «страницы» диалогового окна
  • · командная кнопка - обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение;
  • · текстовое поле - в него можно ввести последовательность символов;
  • · раскрывающийся список - представляет собой набор значений и выглядит, как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой;
  • · счетчик - представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле;
  • · флажок - обеспечивает присваивание какому - либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика, когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка»;
  • · переключатель - служит для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форе маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри;
  • · ползунок - позволяет плавно изменять значение какого - либо параметра.

Урок №12.
Тема: «Графический интерфейс Windows».
Цели урока:

- помочь учащимся усвоить понятие графический интерфейс, способы управления в Windows, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Проверка и актуализация знаний. (2 мин)
III. Теоретическая часть. (12 мин)
IV. Практическая часть. (16 мин)
V. Д/з (2 мин)
VI. Вопросы учеников. (5 мин)
VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.
В настоящее время все операционные системы для персональных компьютеров обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса.

Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде операционной системы (проводить операции с файлами, запускать программы и так далее).

На этом уроке мы рассмотрим, как же управлять этой самой главной и сложной программой, т.е. ОС Windows.

III. Теоретическая часть.

Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).
Интерфейс - это посредник, переводчик, задача которого преобразовать все внутренние «рычаги управления» Windows в понятную людям графическую форму. Можно без конца спорить о многочисленных недостатках и недоработках в тех или иных элементах интерфейса Windows. Можно, потрясая пыльными историческими справочниками, доказывать, что все лучшее, что заключено в нем, Microsoft просто-напросто скопировала у своих конкурентов - Unix, MacOS, Linux, OS/2... Но только зачем? В любом случае то, что мы видим во время сеанса работы с Windows, выглядит не просто логично и удобно, но в некоторых случаях еще и просто красиво!

Интерфейс Windows прост и доступен, а разгадать почти все его загадки может практически каждый.

Для работы с графическим интерфейсом используется мышь или другое координатное устройство ввода, при этом пользователь должен уметь производить:
левый щелчок - однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;
правый щелчок - однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;
двойной щелчок - два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;
перетаскивание (протаскивание) - нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.

Элементы графического интерфейса Windows :
Рабочий стол.
Название «Рабочий стол» подобрано удачно. На нем, как и на обычном рабочем столе расположены различные программы и инструменты, представленные в виде значков, или иконки.
Значки.
Значками в Windows обозначаются программы, документы. Запуск производится двойным щелчком кнопки мыши по значку. Программа может быть расположена непосредственно на Рабочем столе, а может быть скрыта глубоко на диске, но и в этом случае представлена на Рабочем столе своим образом – ярлыком.
Ярлыки.
Ярлык программы – это не сама программа, а только ее образ, указание на то место на диске, где она находится. Двойной щелчок по ярлыку также вызывает запуск программы. Ярлыки от значков отличаются наличием небольшой стрелочки внизу слева.
Панель задач.
Располагается в нижней части экрана. На ней находятся: кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и часы.
Окно.
Окно – один из главных элементов интерфейса Windows.

Рабочий стол. Как найти Рабочий стол? - спрашивают многие начинающие пользователи. Никак. В том смысле, что Рабочий стол не найти просто невозможно. Ибо все, что вы видите на своем экране после запуска Windows - это он и есть.

Название «Рабочий стол» выбрано крайне удачно. На своем обычном рабочем столе люди держат все необходимые им инструменты, документы и так далее. На виртуальном Рабочем столе Windows также собраны самые необходимые вам программы и инструменты, представленные в виде значков.

На нашем Рабочем столе пока что лежат лишь несколько небольших значков. Какие-то из них выглядят как прямоугольные папки желтого цвета, какие-то обозначены другими картинками. У одних в левом нижнем углу красуется значок в виде стрелочки, у других нет... Нетрудно запутаться.

Кроме значков, на Рабочем столе могут располагаться окна, контекстное меню и многое другое.

Значки . И программы, и документы обозначаются похожими друг на друга значками-иконками. Щелкнув по любому из них, вы можете запустить нужную вам программу и тут же открыть в ней документ. Все просто - сиди себе и щелкай по значкам!

Значок соответствует одному файлу - документу или программе. Программа часто состоит из нескольких сотен файлов, но Microsoft считает (и не без основания), что пользователю совершенно не нужно видеть их все. Хватит одного - того файла, который запускает программу. И это часто разумно.

Значки документа заменяют расширения файлов. Так что в подписи к значкам вы увидите только название файла.
У каждой программы, установленной в Windows, есть собственный, оригинальный значок. И значок этот, как правило, в той или иной мере присутствует в значке документа, созданного с помощью этой программы. Таким образом, глядя на значок, вы всегда узнаете, какому именно типу файлов он соответствует.

Значок может обозначать не только файл, но и папку. Или каталог, или директорию - кто как привык. Щелкнув по нему левой кнопкой мышки, вы можете раскрыть папку в виде окна. При этом все файлы, живущие в этой папке, будут представлены своеобразной «портретной галереей» - рядом значков с подписями.
Щелкнув по значку программы, вы дадите команду на ее выполнение - как говорят компьютерщики, «запустите».

Любые значки вы можете переименовывать, перемещать из папки в папку, удалять или копировать с помощью мышки. Однако помните, что любые операции над значками - это операции с оригинальными файлами программ или документом Удаляя значок с Рабочего стола или из любой папки, вы тем самым физически удаляете файл с диска - а это стоит делам только в том случае, если вы точно уверены в необходимости этого действия.

Ярлыки . Существуют, однако, и другие типы значков, любые операции с которыми ни как не отразятся на оригинальных файлах - ярлыки. Эти значки отличаются от обычных наличием маленькой черной стрелочки в левом нижнем углу.

Английский термин shortcut переведя словом «ярлык» не совсем удачно. Точнее было бы «указатель», поскольку этот самый shortcut на Рабочем столе указывая на файл, находящийся в другом месте, служит как бы его тенью, отражением.

Дело в том, что, несмотря на всю Красочность и новизну графического интерфейса Windows, под ним скрывается обычная, знакомая нам всем структура «дерева каталогов». Каждая программа лежит в своем собственном каталоге. И наш Рабочий стол - это, по сути дела, самый настоящий каталог.

Что происходит, если мы хотим пометить на наш Рабочий стол какую-нибудь программу, например, Microsoft Word? Программу запускает файл winword.exe, который находится вместе с другими файлами Word в папке C:\Program Files\Microsoft Office\Office\. И переместить файл ни в какую другую папку, в том числе и на Рабочий стол, нельзя - программа работать не будет... Но можно создать на Рабочем столе указатель - ярлык! Этот значок будет отличаться от значка самой программы только стрелочкой в уголке, но зато предоставит пользователю прямо-таки неограниченные возможности! Значок можно безбоязненно переименовывать или удалять, не опасаясь за судьбу самой программы или документа - при любых изменениях они останутся в добром здравии.
Ярлыки не требуют присутствия в папке, куда мы этот ярлык поместим, самой программы. Внутри ярлыка находится не сама программа, а лишь ссылка, содержащая точный адрес программы.

Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык отличается от значка тем, что обозначает объект, фактически расположенный не на Рабочем столе, а в некоторой другой папке. Стрелочка означает, что мы имеем не сам объект, а ссылку на него. Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол.

Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач, на которой находятся кнопка Пуск, кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикаторы и часы. Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню, которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов и документов, доступа к справочной системе и др.

Windows является многозадачной операционной системой, то есть параллельно могут выполняться несколько приложений. Каждое запущенное приложение обозначается кнопкой на Панели задач, при этом переход от работы в одном приложении к работе в другом может производиться с помощью щелчка по кнопке. Работающее (активное) приложение изображается на панели задач в виде нажатой кнопки.

На панели задач можно отобразить различные панели.В крайней правой части Панели задач находится языковая панель, на которой указывается язык ввода символов. Например, индикатор Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры.
Область уведомлений (tray(трей)) используется для отображения значков некоторых программ, связанных с работой компьютера. Чтобы не загромождать панель задач, вместо значков редко используемых объектов, представленных в области уведомления, может быть видна кнопка со стрелкой. Для отображения всех значков щелкните по этой кнопке.
Цифровые часы на панели задач показывают текущее время. Чтобы увидеть текущую дату, месяц и год, достаточно подвести к часам указатель мыши.

Окна . Важнейшим элементом графического интерфейса Windows являются окна, действительно ведь «windows» в переводе означает «окна». Существуют два основных типа окон - окна приложений и окна документов.
Окно – это обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.
Окна приложений. В окне приложения выполняется любое запущенное на выполнение приложение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложения - то же, что и запустить программу на выполнение или завершить ее. Окна приложений можно перемещать на любое место Рабочего стола, разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.

Основными элементами окна приложения являются :
рабочая область: внутренняя часть окна, содержит вложенные папки или окна документов;
границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая границу мышью;
заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;
значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;
строка меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;
панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;
кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.
полосы прокрутки. Если текст или картинка полностью не помещается в окне программы, то для ее просмотра снизу или справа появляются полосы прокрутки, которые можно двигать, открывая участки, не помещающиеся на экране.

Окна документов. Окна документов предназначены для работы с документами и «живут» внутри окон приложений. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они всегда остаются в пределах окна своего приложения. Окно документа имеет те же кнопки управления, что и окно приложения.

Окно документа содержит зону заголовка (содержащую имя документа) и часто полосы прокрутки (появляющиеся, когда документ не помещается полностью в окне) и линейки.

Окно является активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь. В противном случае окно будет пассивным (в пассивном состоянии). Если окно находится в пассивном состоянии (зона заголовка не выделена цветом), то, щелкнув по любой его части мышью, можно перевести его в активное состояние.

Меню является одним из основных элементов графического интерфейса и представляет собой перечень команд (как правило, тематически сгруппированных), из которых необходимо сделать выбор (поместив на пункт меню указатель мыши и произведя щелчок). Выбор пункта меню приводит к выполнению определенной команды. Если за командой меню следует многоточие, то ее выбор приведет к появлению диалоговой панели, которая позволяет пользователю получить или ввести дополнительную информацию.

Вопросы:
Что такое графический интерфейс пользователя?
С помощью чего происходит управление в Windows?
Какие действия можно произвести с помощью мыши?
Перечислите элементы графического интерфейса Windows.
Что такое рабочий стол?
В чем отличие между значками и ярлыками?
Как получить доступ ко всем программам установленным на компьютере и ко всем настройкам Windows?
Где находятся цифровые часы?
Как переключить язык ввода с помощью мыши?
Как узнать текущую дату?
Перечислите основные элементы окна.

III. Практическая часть.

Сегодня на практической части мы продолжим работу с программой Блокнот и научимся копировать и перемещать текст. Для этих целей мы будем использовать буфер обмена. Буфер обмена – это область ОЗУ, предназначенная для временного размещения данных при переносе из одного места в другое. Эту память нам выделяет операционная система.

Чтобы поместить какие-то данные в буфер обмена необходимо их сначала выделить. Выделить текст в Блокноте можно разными способами, например:
удерживая нажатой кнопку перемещаться по тексту с помощью кнопок со стрелочками;
выделить текст, удерживая нажатой левую (основную) кнопку мыши;
для выделения нескольких частей текста, выделяйте их с помощью мыши, удерживая нажатой кнопку на клавиатуре;
для выделения всего текста дайте команду Правка → Выделить все;
для выделения всего текста можно воспользоваться специальной комбинацией клавиш +[A]…

Чтобы снять выделение достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши в любом месте текста или нажать любую курсорную клавишу, не нажимая .

Но что делать после того, как текст выделен? Давайте обратимся к справочной системе Блокнота и найдем информацию о копировании текста. Учащиеся работают со справкой…
Чтобы вырезать, скопировать, вставить или удалить текст:
Чтобы вырезать фрагмент текста для переноса в другое место, выделите нужный текст, а затем выберите в меню Правка команду Вырезать.
Чтобы скопировать фрагмент текста для его вставки в другое место, выделите нужный текст, а затем выберите в меню Правка команду Копировать.
Чтобы вставить скопированный или вырезанный фрагмент текста, поместите курсор в место вставки, а затем выберите в меню Правка команду Вставить.
Чтобы удалить текст, выделите его и выберите в меню Правка команду Удалить.

А теперь задание: некий ученик Иванов Иван к уроку литературы выучил наизусть стих А.С. Пушкина «Зимнее утро», но на уроке растерялся и перепутал все строчки. Помогите Иванову вспомнить стихотворение.
Файл со стихом (с перепутанными строчками) – C:\Наш урок\Урок12 Практика.txt. Результат работы сохраните в свою папку под именем «Зимнее утро».
Учащиеся выполняют задание.

IV. Д/з
Знать, элементы графического интерфейса Windows, уметь работать с окнами. Учащимся, имеющим компьютеры дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».

Дополнительное задание: узнать, как можно создать дополнительную панель с ярлыками часто используемых вами программ.

V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы рассмотрели элементы графического интерфейса Windows. Так же мы научились перемещать часть текста, используя буфер обмена Windows.

Структура приложения Windows

Программа состоит из нескольких отчетливо выделенных блоков (разделов):

  • группы операторов препроцессора;
  • раздела прототипов используемых в программе прикладных функций;
  • главной функции WinMain();
  • оконной функции главного окна.

Рассмотрим последовательно эти блоки.

Программа начинается с двух директив препроцессора #include, с помощью которых к программе подключаются заголовочные файлы. Как уже отмечалось, заголовочный файл WINDOWS.H (а также целая группа дополнительных заголовочных файлов, подключаемых "изнутри" файла WINDOWS.H) обеспечивает понимание компилятором смысла типов данных Windows, констант и макросов и подключение этого файла к исходному тексту программы является обязательным. Часть определений, используемых в программах (например, макроса GetStockBrush() и других с ним сходных, или макроса HANDLE_MSG, о котором речь будет идти ниже), содержится в файле WINDOWSX.H, который также необходимо включать практически во все приложения Windows.

Вслед за операторами препроцессора в нашем примере идет раздел прототипов, где определяется прототип единственной в данной программе прикладной функции WndProc(). Вообще-то в программе обязательно должны быть указаны прототипы всех используемых функций, как прикладных, так и системных. Вызовов системных функций Windows у нас довольно много: RegisterClass(), CreateWindowQ, GetMessage() и др. Однако прототипы всех этих функций уже определены в заголовочных файлах системы программирования. Так, прототип функции WinMain() описан в файле WINBASE.H:

Int WINAPI WinMain(
HINSTANCE hlnstance,//Дескриптор текущего экземпляра приложения
HINSTANCE hPrevInstance,//Дескриптор предыдущего экземпляра приложения
LPSTR lpszCmdLine,//Указатель на параметры командной строки
int nCmdShow//Константа, характеризующая начальный вид окна
) ;

Легко увидеть, что заголовок функции WinMain() в нашей программе в точности соответствует приведенному выше прототипу (за исключением того, что мы опустили неиспользуемые параметры). Иначе и быть не может. Достаточно изменить хотя бы немного характеристики нашей функции WinMain(), как программа либо не пройдет этапа компиляции, либо не будет загружаться для выполнения, либо загрузится, но не будет работать.

Прототипы остальных использованных в программе функций Windows определены в файле WINUSER.H. Таким образом, о прототипах функций Windows можно не заботиться. Иное положение с оконной функцией WndProc(). Это прикладная функция, ее имя может быть каким угодно, и системе программирования это имя неизвестно. Более того, 120 Win32. Основы программирования при наличии в приложении нескольких окон (а практически всегда так и бывает) в программе описывается несколько оконных функций, по одной для каждого класса окон. Для всех используемых в программе оконных функций необходимо указывать их прото типы.

С другой стороны, формат оконной функции, т. е. количество и типы входных параметров функции, как и тип возвращаемого ею значения, определены системой Windows и не могут быть произвольно изменены. Действительно, оконная функция вызывается из Windows при поступлении в приложение того или иного сообщения. При ее вызове Windows передает ей вполне определенный список параметров, и функция должна иметь возможность эти параметры принять и работать с ними. Поэтому в интерактивном справочнике системы программирования дается шаблон (template) оконной функции, который по своему виду очень похож на прототип, однако является не прототипом конкретной функции, а заготовкой для прикладного программиста:

LRESULT CALLBACK WindowProc(
HWND hwnd,//Дескриптор окна
UINT uMsg, 11Код сообщения
WPARAM wParam,//Первый параметр сообщения
LPARAM lParam //Второй параметр сообщения
) ;

Опять можно заметить, что наша оконная функция, имея другое имя, в точности соответствует приведенному выше шаблону: принимает 4 параметра указанных типов и возвращает (в Windows) результат типа LRESULT. Кроме того, она объявлена с описателем CALLBACK. Что обозначает этот описатель?

В файле WINDEF.H символическое обозначение CALLBACK объявляется равнозначным ключевому слову языка C++ stdcall, которое определяет правила взаимодействия функций с вызывающими процедурами. В Win32 практически для всех функций действует так называемое соглашение стандартного вызова. Это соглашение определяет, что при вызове функции ее параметры помещаются в стек в таком порядке, что в глубине стека оказывается последний параметр, а на вершине - первый. Сама функция, разумеется, знает о таком расположении ее параметров и выбирает их из стека в правильном порядке. Для 16-разрядных функций Windows действует соглашение языка Паскаль, при котором порядок помещения параметров в стек обратный.

Элеме́нт интерфе́йса - примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия.

Другие названия: контро́л (control ), элемент управления и ви́джет (англ. widget ).

Графический интерфейс Windows

В настоящее время все операционные системы для персональных компьютеров обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса.

Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде операционной системы (проводить операции с файлами, запускать программы и так далее).

Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).

Работа с мышью. Для работы с графическим интерфейсом используется мышь или другое координатное устройство ввода, при этом пользователь должен уметь производить:

    левый щелчок - однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;

    правый щелчок - однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;

    двойной щелчок - два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;

    перетаскивание - нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.

Рабочий стол. Основную часть экрана занимает Рабочий стол , на котором располагаются значки и ярлыки (значки с маленькими стрелочками в нижнем левом углу). Значки и ярлыки обеспечивают (с помощью двойного щелчка) быстрый доступ к дискам, папкам, документам, приложениям и устройствам.

Значки появляются на Рабочем столе после установки Windows. В левой части экрана обычно располагаются значки Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина и Мои документы.

Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык отличается от значка тем, что обозначает объект, фактически расположенный не на Рабочем столе , а в некоторой другой папке. Стрелочка означает, что мы имеем не сам объект, а ссылку на него. Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол .

Знакомство с графическим интерфейсом Windows

1. Создать на Рабочем столе ярлыки всех дисков, принтера и сканера.

Создать ярлыки часто используемых приложений и документов.

Структура Windows-приложения

Структура Windows-приложения

Рассмотренная модель выработки и прохождения сообщений поможет вам понять структуру, принятую для всех Windows-приложений. Последние два блока в рассмотренной схеме (рис. 3.1) определяют особенности строения любого Windows-приложения. Простейшее из них должно состоять как минимум из двух функций:

    функции winMain, с которой начинается выполнение программы и которая «закручивает» цикл ожидания сообщений (message pump);

    оконной процедуры, которую вызывает система, направляя ей соответствующие сообщения.

Каждое приложение в системе, основанной на сообщениях, должно уметь получать и обрабатывать сообщения из своей очереди. Основу такого приложения в системе Windows представляет функция winMain, которая содержит стандартную последовательность действий. Однако обрабатывается большинство сообщений окном - объектом операционной системы Windows.

Примечание

C точки зрения пользователя, окно - это прямоугольная область экрана, соответствующая какому-то приложению или его части. Вы знаете, что приложение может управлять несколькими окнами, среди которых обычно выделяют одно главное окно-рамку (Frame Window). С точки зрения операционной системы, окно - это в большинстве случаев конечный пункт, которому направляются сообщения. С точки зрения программиста, окно -это объект, атрибуты которого (тип, размер, положение на экране, вид курсора, меню, зна-чек, заголовок) должны быть сначала сформированы, а затем зарегистрированы системой. Манипуляция окном осуществляется посредством специальной оконной функции, которая имеет вполне определенную, устоявшуюся структуру.

Функция winMain выполняется первой в любом приложении. Ее имя зарезервировано операционной системой. Она в этом смысле является аналогом функции main, с которой начинается выполнение С-программы для DOS-платформы. Имя оконной процедуры произвольно и выбирается разработчиком. Система Windows регистрирует это имя, связывая его с приложением. Главной целью функции winMain является регистрация оконного класса, создание окна и запуск цикла ожидания сообщений.

Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач , на которой находятся кнопка Пуск , кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикаторы и часы.

Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню , которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов и документов, доступа к справочной системе и др.

Windows является многозадачной операционной системой, то есть параллельно могут выполняться несколько приложений. Каждое запущенное приложение обозначается кнопкой наПанели задач , при этом переход от работы в одном приложении к работе в другом может производиться с помощью щелчка по кнопке. Работающее (активное) приложение изображается на панели задач в виде нажатой кнопки.

В крайней правой части Панели задач находятся Часы . Левее часов располагаются индикаторы состояния системы. Например, индикатор Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры.

3. Левым щелчком мыши можно раскрыть индикатор и переключиться на английскую раскладку, а правым - открыть диалоговую панель Свойства и выбрать требуемое сочетание нажатия клавиш на клавиатуре для переключения раскладок.

Окна. Важнейшим элементом графического интерфейса Windows являются окна, действительно ведь "windows" в переводе означает "окна". Существуют два основных типа окон - окна приложений и окна документов .

Окна приложений. В окне приложения выполняется любое запущенное на выполнение приложение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложения - то же, что и запустить программу на выполнение или завершить ее. Окна приложений можно перемещать на любое место Рабочего стола , разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.

Основными элементами окна приложения являются:

    рабочая область: внутренняя часть окна, содержит вложенные папки или окна документов;

    границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая границу мышью;

    заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;

    значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;

    строка горизонтального меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;

    панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;

    кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.

Окна документов. Окна документов предназначены для работы с документами и "живут" внутри окон приложений. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они всегда остаются в пределах окна своего приложения. Окно документа имеет те же кнопки управления, что и окно приложения.

Окно документа всегда содержит зону заголовка (содержащую имя документа) и часто полосы прокрутки (появляющиеся, когда документ не помещается полностью в окне) и линейки. Открытое окно документа может находиться в активном либо в пассивном состоянии. Если окно находится в пассивном состоянии (зона заголовка не выделена цветом), то, щелкнув по любой его части мышью, можно перевести его в активное состояние.

4. После запуска приложения Word его окно появится на Рабочем столе . Если открыть в Word два документа, то в окне приложения появятся окна двух документов. Одно окно может быть развернуто и активно, другое - свернуто и пассивно.

Меню. Меню является одним из основных элементов графического интерфейса и представляет собой перечень команд (как правило, тематически сгруппированных), из которых необходимо сделать выбор (поместив на пункт меню указатель мыши и произведя щелчок). Выбор пункта меню приводит к выполнению определенной команды. Если за командой меню следует многоточие, то ее выбор приведет к появлению диалоговой панели, которая позволяет пользователю получить или ввести дополнительную информацию.

Диалоговые панели. Диалоговые панели могут включать в себя разнообразные элементы. Рассмотрим возможности диалоговых панелей на примере уточнения параметров поиска файлов.

Вкладки. Диалоговые панели могут включать в себя несколько "страниц", которые называются вкладками.

5. После ввода команды [Найти-Файлы и папки...] появится диалоговая панель Найти: Все файлы . Эта панель содержит три вкладки: Имя и местоположение, Дата, Дополнительно . Выбор вкладки осуществляется левым щелчком.

Командные кнопки. Нажатие на кнопку (щелчок) обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение. Так, щелчок по кнопке с надписьюНайти позволяет начать процесс поиска.

Текстовые поля. Текстовое поле называется иногда полем редактирования и позволяет ввести какую-либо текстовую информацию.

6. Например, если пользователь хочет найти файлы, содержащие слово "информатика", то его необходимо ввести в текстовом поле Искать текст: вкладки Имя и местоположение диалоговой панели Найти: Все файлы .

Для этого следует осуществить левый щелчок в поле и ввести текст.

Списки. Список представляет собой набор предлагаемых на выбор значений. Раскрывающийся список выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелочкой. Раскрытие списка осуществляется с помощью левого щелчка по кнопке.

7. Раскрывающийся список Где искать: диалоговой панели Найти: Все файлы позволяет указать диск или папку (например, папку Мои документы ), в которой будет осуществлен поиск.

Переключатели. Переключатели служат для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри. Выбор варианта производится с помощью левого щелчка.

8. Так, на вкладке Дата диалоговой панели Найти: Все файлы имеются два переключателя: основной (на два варианта) и дополнительный (на три варианта). В процессе поиска файлов, установив основной переключатель в положение Найти все файлы , а дополнительный в положение между , можно ограничить область поиска периодом изменения файлов (в данном случае с 14.09.99 по 13.12.99).

Флажки. Флажок обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика; когда флажок установлен, в нем присутствует "галочка". Установка флажков производится с помощью левого щелчка.

9. На вкладке Имя и местоположение диалоговой панели Найти: Все файлы , установив флажок Включая вложенные папки , можно обеспечить необходимую глубину поиска файлов.

Счетчики. Счетчик представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле. Так, при поиске файла на вкладке Дата диалоговой панели Найти: Все файлы значения полей, задающих период изменения файла, можно менять с помощью счетчиков. Для увеличения соответствующего значения необходимо произвести щелчок по стрелке, направленной вправо, а для уменьшения - по стрелке, направленной влево.

Ползунки. Ползунок позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра. Например, с помощью ползунков можно менять уровень громкости воспроизведения и записи звука, баланс левого и правого канала и т. п.

10. После двойного щелчка на индикаторе громкости, который находится на Панели задач , появится диалоговая панель Регулятор громкости с ползунками громкости и баланса каналов.

Контекстные меню. Объектно-ориентированный подход, используемый в операционной системе Windows, позволяет рассматривать диски, папки и файлы как объекты. Все эти объекты имеют определенные свойства, и над ними могут проводиться определенные операции.

Например, документы (документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью приложений) имеют определенный объем и их можно копировать, перемещать и переименовывать; окна имеют размер, который можно изменять и так далее.

Хотя каждый из этих объектов имеет свои конкретные свойства и над ним возможны определенные операции, технология работы с объектами и интерфейс универсальны. Это позволяет пользователю достичь единообразия при работе с разными объектами.

Ознакомиться со свойствами объекта, а также выполнить над ним разрешенные операции можно с помощью контекстного меню. Для вызова контекстного меню необходимо осуществить правый щелчок на значке объекта.

11. Для того чтобы ознакомиться со свойствами диска, надо выбрать в контекстном меню пункт Свойства - появится диалоговая панель Свойства: Диск 3,5 (А) . Панель содержит четыре вкладки: Общие, Сервис, Оборудование, Доступ . На вкладке Общие содержится информация о типе файловой системы, общей, свободной и занятой информационной емкости диска и др.

Встроенные объектные модели Windows, объектные модели Windows Script Host (WSH), Scripting Runtime, ADO, SQLDMO, CDO, WMI, ADSI, Windows Explorer, Internet Explorer Наборы объектов, которые предназначены для выполнения задач, относящихся к одной области, называются объектными моделями. Например, в объектной модели Excel предусмотрены объекты, представляющие само приложение Excel, рабочую книгу, отдельные листы на этой рабочей книге, наборы ячеек, диаграммы и т.п. В последней части этой книги подробно разобраны объектные модели приложений Microsoft Office: Word, Excel, Access, PowerPoint, Project, Outlook. Однако при программировании на языке VBA и создании своих собственных приложений ограничиваться только объектными моделей приложений Office совсем не обязательно. В операционную систему Windows встроено множество других объектных моделей, применение которых может очень сильно расширить возможности ваших приложений. Ниже приведен список дополнительных объектных моделей, которые встроены в Windows или другие продукты Microsoft (об этом будет говориться отдельно), которыми я пользуюсь очень активно. Справку по большинству этих объектных моделей можно найти в MSDN. Чтобы использовать возможности этих объектных моделей своей программе, необходимо добавить на нее ссылку в ваш проект. Делается это очень просто: в окне редактора Visual Basic выбираете Tools (Сервис) -> References (Ссылки) и выбираете нужную библиотеку.

Объектная модель Microsoft Word

Общая структура объектов Word выглядит так, как показано на рис. 10.1.

Рис. 10.1 Так выглядят главные объекты Word

Но пугаться совсем не стоит - большая часть из этих сотен объектов никогда вам не понадобится. На практике для решения большинства программных задач достаточно знать всего лишь пять объектов (с сопутствующими коллекциями):

    объект Application ;

    объект Document (с коллекцией Documents );

    объект Selection ;

    объект Range ;

    объект Bookmark (с коллекцией Bookmarks ).

    Поскольку наиболее часто встречающаяся задача программирования в Word - это создание документа (на основе шаблона) и запись в нужное место документа необходимой информации, то акцент будет сделан использовании соответствующих объектов для решении этой задачи.


Close